Тамал Кришна Госвами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Две стороны личности передового проповедника

В 1995 году Тамал Кришна Махараджа сделал очередной смелый шаг как передовой проповедник. Желая принести изучение сознания Кришны в научное сообщество способом, которым до него никто не пользовался, в возрасте сорока девяти лет он поступил в Южный методистский университет в Далласе. Он мог бы поступить в любой другой университет, но, поскольку его основное служение было в Техасе, он выбрал «Южный Гарвард», поступив на престижный факультет со сложным режимом обучения. Всегда оставаясь бесстрашным санньяси, Махараджа приходил в традиционную протестантскую академию с бритой головой, в одежде санньяси, с яркой желтой тилакой на лбу и шикхой. Он никогда не шел на компромиссы с сознанием Кришны.

Махараджа занялся этим служением с такой же преданностью и самоотдачей, как и любым другим, которым он занимался. За время обучения он получал максимальные баллы успеваемости, завоевал несколько университетских наград, в том числе «За выдающуюся научную работу в области восточной религии», и в каждом семестре попадал в список лучших студентов университета.

В 1968 году в своем письме Шрила Прабхупада так отозвался об интеллекте Тамала Кришны Госвами: «Не могу не восхищаться его способностью настолько быстро схватывать всю философию».

Большой знаток ведических писаний, Тамал Кришна Госвами заслужил хорошую репутацию в университетской среде. Он также являлся уважаемым членом Американской Академии Религии. Он написал много сочинений и очерков, которые публиковались в научном сообществе религиозных ученых и теологов. Махараджа также был автором нескольких книг, в том числе двух классических ведических пьес, основанных на историях из Пуран.

Ему принадлежит заслуга перенесения на культурную почву Запада традиции вайшнавского храмового театра. Написанная им пьеса «Джаганнатха-прия натакам» стала первым драматическим произведением на английском языке, сочиненным в согласии со строгими правилами драматического представления, изложенными в древних санскритских текстах.

Вспоминает Урмила деви даси: «Через много лет после нашей последней встречи я снова увидела Тамала Кришну Махараджу в Германии, где он и я стали частью международной образовательной команды. Как всегда, когда он видел меня, он поинтересовался моим благополучием, а также благополучием моей семьи. Неоспоримо строгий санньяси, при этом безупречный джентльмен, он сидел и слушал мою лекцию. Как же неловко и глупо я себя чувствовала! Он поддержал сотрудников нашей гурукулы, обучая нашу группу правильно понимать и сочинять пьесы, используя для примера текст своей „Джаганнатха-прия натакам"».

Жесткий снаружи и мягкий и сладкий внутри, Махараджа был похож на кокосовый орех. Он не был лишь сухим ученым. Вместе с его выдающейся способностью к обучению он был практичным человеком, делающим то, о чем проповедовал. Он не просто писал о Боге, он полностью предавался Ему, погружаясь в повторение святого имени, изучение работ Госвами Вриндавана и слушание о Кришне. Это была другая внутренняя сторона личности Госвами Махараджи.

Тамал Кришна Госвами очень любил два самых святых места во вселенной — Вриндаван и Майяпур. У него были планы создать библиотеку в Майяпуре для ученых, которые могли бы глубже изучить традицию сознания Кришны. Во Вриндаване он основал красивый храм у подножья холма Говардхана. Время от времени он приезжал в эти святые места и погружался в слушание об играх Господа в обществе духовных братьев, в пение и повторение святых имен Кришны.

В мае 1998 года Тамал Кришна Махараджа окончил университет со степенью бакалавра в области религиозных исследований. В октябре того же года он приехал в Англию и поступил в Кембриджский университет на докторантуру для подготовки к защите докторской диссертации.

Два месяца спустя у Махараджи обнаружили рак. При поддержке и заботе его духовных братьев и учеников он мужественно боролся и победил смертельную болезнь, полностью излечившись.

С новыми силами он взялся за подготовку докторской диссертации под руководством британского индолога профессора Джулиуса Липнера. Тема его диссертации «Вклад Шрилы Прабхупады в мир теологии» объясняла уникальное положение Прабхупады среди других учителей Индии. Даже в университетской среде Махараджа всегда оставался со Шрилой Прабхупадой, служа ему. К началу 2002 года Тамал Кришна Махараджа был близок к завершению своей работы и получению степени доктора философии в Кембриджском университете.