Тамал Кришна Госвами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Трагический уход

В Англии Тамал Кришна Махараджа как-то пришел в больницу навестить Махавишну Свами, пожилого выходца из Гуджарата, который перенес удар и находился в очень тяжелом состоянии. Махавишну Махараджа был рад его видеть, но по поводу своего здоровья сказал: «Думаю, что мне осталось недолго». «Нет-нет, — возразил Тамал Кришна Госвами. — С вами все будет в порядке». Немного подумав, пожилой вайшнав снова сказал: «Нет. Я не думаю, что я переживу это». «Нет. Вы не уйдете от нас сейчас, — продолжал ободрять его Тамал Кришна Госвами. — Вы нужны нам: есть так много служения для вас. Пожалуйста, не говорите так!» Затем Тамал Кришна Махараджа сказал: «Вы не уйдете сейчас, потому что я хочу уйти первым. Я хочу быть там раньше, чтобы встречать всех вайшнавов, когда они будут приходить».

В начале 2002 года Тамал Кришна Госвами приехал на ежегодное собрание Джи-би-си в Майяпур. После служения в Руководящем совете в течение дня Махараджа каждый вечер вплоть до своего отъезда объединял преданных в киртане, проходившем в его комнате. Не требовалось никакого приглашения. Двери были открыты для всех, и комната быстро заполнялась до отказа преданными — старыми и молодыми, — страстно желающими ощутить нектар святых имен Господа. В течение нескольких часов преданные, в том числе многие санньяси, такие как Ниранджана Свами, Радханатха Свами, Шиварама Свами, Бхакти Бхринга Говинда Свами и Джаядвайта Свами, в блаженстве вместе пели святые имена. Тамал Кришна Махараджа был погружен в наслаждение пением святого имени в дхаме. Он говорил, что киртан настолько замечателен, что способен очистить наши сердца и разрешить множество проблем.

Вспоминает Бхакти Бхринга Говинда Свами: «Это был настоящий духовный лучик света, проникающий к нам каждый день. Это было событие, придававшее значимость пребыванию в Майя-пуре. Мы сидели вместе с одним из самых старших наших духовных братьев одной любящей семьей преданных и с глубоким чувством пели святые имена Шри Радхи и Шри Кришны. Из-за возросшего количества желающих попасть на этот киртан в последние вечера присутствия Тамала Кришны Госвами киртан был перенесен в храм Панча-таттвы.

В его последний вечер в Майяпуре, после часового киртана, он взял меня за руку и поблагодарил за киртан, проведенный вместе с ним. Затем он сказал: „Завтра я уезжаю". Я спросил его, куда он собирается ехать. Он ответил: „Домой...", а затем после небольшой паузы добавил: „Обратно в Англию"».

Вспоминает Тушти Мохан Кришна прабху: «Мы ожидали увидеть его снова активным членом Джи-би-си, делящимся своим опытом и осуществляющим руководство. Его Святейшество не участвовал в ежегодных собраниях в течение нескольких лет, завершая работу над докторской диссертацией в Кембриджском университете. К моменту своего приезда в Майяпур он работал над последней главой, готовясь к защите диссертации на соискание докторской степени. Но, так или иначе, мы как преданные должны принимать планы Господа в отношении нас, которые всегда лучше наших собственных. Кришна захотел вернуть его к Себе, и это случилось.

Любопытно, что, когда я спросил его на собрании Джи-би-си о том, как скоро Его Святейшество планирует уехать, он сказал мне, что это произойдет 14 марта. Но так случилось, что он не уехал в тот день из-за каких-то проблем. Он захотел остаться и помочь их разрешить. Фактически, в этом был план Кришны, чтобы в момент оставления тела он находился в Гаура-мандале».

Пятнадцатого марта 2002 года в четыре часа утра Тамал Кришна Госвами выехал в аэропорт Калькутты в сопровождении матаджи Вриндаванешвари и Каласамвары прабху из Новой Зеландии, а также своего ученика Агхавита даса. Их водитель заснул за рулем и, съехав с дороги, на большой скорости врезался в дерево слева от обочины. Тамал Кришна Госвами сидел на переднем сиденье с левой стороны, а матаджи Вриндаванешвари сидела прямо за ним. Они приняли на себя основной удар от столкновения. Сторона автомобиля, где сидел Тамал Кришна Госвами, была смята вместе с ним, находящимся внутри.

Каласамваре прабху удалось самостоятельно выбраться из машины. Он попытался высвободить из разбитой машины Тамала Кришну Махараджу, но вскоре осознал, что его тело уже мертво. Вытащив матаджи Вриндаванешвари и Агхавита прабху из искореженной машины, преданные пересадили их во вторую, следовавшую за ними, машину, и отправились в больницу Ранагхата.

В больнице подтвердили, что Тамал Кришна Госвами оставил тело в момент столкновения. У матаджи Вриндаванешвари было несколько серьезных повреждений головы, и врачи оценили ее шансы на выживание как минимальные. Она умерла через час после прибытия в больницу в присутствии Бхакти Бхринги Говинды Свами, Шиварамы Свами, Ниранджаны Свами и других преданных, проводящих киртан.

Место, где произошла авария, — Пхулия, деревня на главной трассе возле Шантипура в шестидесяти километрах от Майяпура. Это очень священное место, которое несколько раз упоминается в «Чайтанья-чаритамрите» в связи с играми Шрилы Харидаса Тхакура. Пхулия — это святое место, где намачарья Харидас Тхакур жил в пещере на берегу Ганги и ежедневно повторял триста тысяч имен Кришны. В этом месте он отверг искушения Майядеви, дал ей духовное посвящение, а также был избит на двадцати двух базарных площадях за свою преданность святому имени.

День, когда произошла авария, был благоприятным Днем ухода Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи и Шрилы Расикананды прабху.

Когда около трех часов пополудни тела Госвами Махараджи и матаджи Вриндаванешвари погрузили в автобус санкиртаны, готовясь отправить их в Майяпур, не менее двухсот местных жителей отказались пропускать автобус, пока не получат даршан лица Махараджи. Преданные сказали, что они могут получить только даршан его стоп. Но толпа настаивала, что, поскольку он махатма, они должны увидеть его лицо. Преданные колебались, но под давлением толпы показали лицо Махараджи. После этого местные жители стали петь маха-мантру, предлагать пранамы и пропустили автобус.

Согласно желанию Тамала Кришны Госвами, изложенному в его завещании, он хотел, чтобы его тело было помещено в самадхи у Говардхана. Однако он указал также и альтернативу, а именно: если он оставит тело в Майяпуре, то его следует поместить в самадхи в Майяпуре.

Поскольку тело духовного учителя считается полностью одухотворенным, его не предают огню, а помещают в священную усыпальницу-самадхи. Тамал Кришна Госвами стал первым членом Движения сознания Кришны, чье самадхи было установлено в святом месте Майяпуре рядом с самадхи его духовного учителя.

На церемонии самадхи присутствовали все члены Джи-би-си, многие санньяси, большинство президентов храмов и множество преданных. Эта церемония самадхи соответствовала положению и достоинствам Тамала Кришны Госвами, преданного, которого любили очень многие духовные братья, ученики, друзья и ученые — как, впрочем, и простые люди.