Тамал Кришна Госвами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Слуга слуги

В конце февраля 1977 года Тамал Кришна Госвами оставил свои дела и обязанности, чтобы стать секретарем Шрилы Прабхупады. Тамал Кришна Госвами всегда был неутомимым, умным и решительным слугой, и Прабхупада часто обращался к нему в трудные времена, когда ему требовался надежный помощник. Будучи одним из самых доверенных слуг Прабхупады, Тамал Кришна Госвами оставался его личным секретарем и слугой в течение семи месяцев вплоть до ухода Его Божественной Милости.

После ухода Шрилы Прабхупады Махараджа стал инициирующим гуру и одним из самых влиятельных и выдающихся лидеров ИСККОН. Несмотря на то что Тамал Кришна Госвами был непосредственным участником большинства идеологических баталий в вопросе преемственности и авторитета, возникших после ухода ачарьи-основателя ИСККОН, он умел признавать свои ошибки, оставаясь незапятнанным и верным Шриле Прабхупаде и основанному им Движению.

Тамал Кришна Госвами был бесстрашным проповедником сознания Кришны. Он был первым, кто отправился проповедовать в коммунистический Китай. Исполняя приказ Шрилы Прабхупады, он стал проповедовать в странах Востока начиная с 1976 года. Когда он впервые туда приехал, не зная чего ожидать, он стал петь под деревом, так же, как Прабхупада — приехав на Запад. Вскоре люди стали привлекаться пением святых имен Кришны, и Тамал Кришна Махараджа организовал и другие проповеднические программы, через которые завоевал сердца многих местных жителей.

Благодаря его проповеди в течение двадцати пяти лет в странах Востока — Гонконге, Тайване и других странах Азии — много уроженцев этого региона приняли сознание Кришны. Это было не единственное место его проповеди. В семидесятые и восьмидесятые годы Тамал Кришна Госвами много путешествовал и активно проповедовал, открывая новые храмы во Франции, Великобритании, Индии и США. В регион его проповеди также входили Филиппины, Северная и Южная Корея.

Проповедь Тамала Кришны Махараджи была очень убедительной и привлекала много новых преданных. Он был очень ярким проповедником, способным очаровывать сердца многих обусловленных душ, проливая на них бесценный дар преданного служения Шриле Прабхупаде и Кришне.

Вспоминает Индрадьюмна Свами: «Госвами Махараджа был моим самым дорогим другом, который действительно проявлял ко мне интерес, идущий из глубины сердца, и много раз выручал меня. Наше общение началось в середине семидесятых, когда он, Бхагаван дас и я каждый год отправлялись в священную обитель Хришикеш в Гималаях. Там мы читали, повторяли святое имя, плавали в Ганге и проводили киртаны — лишь втроем в духовной атмосфере священной обители. Именно тогда я проникся благодаря ему (и только ему одному) огромным рвением к проповеднической деятельности в сознании Кришны, потому что он всегда говорил мне о славе святого имени, распространении книг и взращивании преданных. Но то, что поражало меня больше всего, — его блестящие планы и замыслы, как организовать эту деятельность.

Будучи новичком, когда я встретился с Госвами Махараджей в первый раз, я испытал почтение и благоговение, если не страх. Как командир, ведущий войска в армии Господа Чайтаньи на войне, он вызывал такие же чувства у своих последователей для того, чтобы развивать движение санкиртаны. К сожалению, некоторые преданные видели его только в таком свете. Им не посчастливилось узнать его нежное сердце, его любовь к преданным, его тягу к общению с духовными братьями и его желание постичь Вриндаван и настроение любви враджаваси.

В 1980 году, когда мы были вместе на Ратха-ятре в Лос-Анджелесе, Госвами Махараджа подтолкнул меня и сказал: „Индра, давай образуем команду: ты и я. Мы объедем всю Америку, весь мир, как с Вишнуджаной Махараджей. Ты будешь проводить киртаны, а я — говорить. Мы всех сделаем преданными". Как сильно я теперь сожалею, что не принял его предложение! Я считаю, что из моих духовных братьев он больше всех ценил и понимал важность и необходимость общения с преданными, особенно с духовными братьями».

Когда бы Тамал Кришна Махараджа ни находился вместе со своими духовными братьями, он относился к ним с большим уважением и заботой. Его любовь и забота о Судаме прабху были очень ценны для Судамы в последний период его жизни.

Судама был одним из первых учеников-санньяси Шрилы Прабхупады, много проповедовавшим в Америке и других странах. Однако позднее он оставил санньясу и общество преданных. В 1993 году духовные братья привезли его в Лос-Анджелес, когда он был уже смертельно болен, поселив рядом с храмом и вверив заботам матаджи Омкары. Судама любил Шрилу Прабхупаду всем сердцем и глубоко сожалел о своем падении и о том, что недостаточно занимался преданным служением. Он был опечален и несколько напуган, не желая смириться с приближающейся смертью.

Однажды Судама сказал Брахмананде, что хочет увидеть Тамала Кришну Махараджу до того, как умрет. Судаме дали номер телефона Махараджи, и он позвонил ему. Тамал Кришна Махараджа был сильно удивлен, услышав голос старого друга спустя семнадцать лет разлуки. После этого звонка Судама выглядел очень счастливым. Он сказал, что Махараджа обещал посетить его прежде, чем он умрет. Единственная проблема заключалась в том, что это могло случиться уже очень скоро.

Преданные перезвонили Махарадже и сообщили ему, что Судама может умереть в ближайшие несколько недель. Это было все, что нужно было знать Махарадже. Меньше чем через неделю он уже был в самолете, направляясь в Сан-Франциско, чтобы навестить Судаму. Судама был очень взволнован. Он позвонил преданному, который должен был забрать его на встречу, в три часа утра, спрашивая с нетерпением, когда он заедет за ним. Тот ответил, что у них есть еще шесть часов и Судама должен попытаться немного отдохнуть. Но он не мог. Судама всю ночь не ложился спать, готовился к встрече и гладил свое дхоти.

Утром они отправились в место, которое называется Рыбацкая пристань, где должна была состояться встреча. Впервые за многие годы Судама надел вайшнавскую одежду. Он был очень взволнован и не остался разочарованным. Махараджа зашел в комнату и заключил его в крепкие объятия. После этого они сели и долгое время просто смотрели с любовью друг на друга. Они были очень счастливы снова оказаться вместе.

В течение всей встречи Махараджа старался, как мог, поддержать Судаму. Последующие два месяца, вплоть до дня ухода Судамы, они поддерживали связь друг с другом. Махараджа обычно звонил ему отовсюду, где бы он ни оказался в своих путешествиях по миру.

В день ухода Судамы прабху вся его комната была заполнена преданными, поющими Харе Кришна в восторженном киртане. Неожиданно перед самым его уходом раздался телефонный звонок. Это был Тамал Кришна Махараджа. Он заверил Судаму, что все будет хорошо: Прабхупада, несомненно, выполнит свое обещание, данное ему. Когда он оставит свое измученное болезнью тело, Прабхупада снова займет его служением Кришне.

Визит Махараджи и его телефонные звонки, казалось, значили для Судамы больше, чем любое другое общение. Он становился все более спокойным и в конце концов примирился со своей судьбой. Махараджа действительно позаботился о своем старом друге в самое тяжелое для него время.

Ради своих духовных братьев Тамал Кришна Махараджа мог пожертвовать собственными планами и удобствами. Однажды, находясь в Америке, несмотря на плотное расписание и занятость, он проехал пятьсот километров в тесной и неудобной машине Санкаршаны прабху только для того, чтобы поддержать своего духовного брата и его только что открывшийся проповеднический центр.
Многие из тех, кто лично знал Госвами Махараджу, высоко ценили его внимательное отношение к преданным, преданность гуру и Кришне и глубокую погруженность в распространение сознания Кришны, а также его особенное отношение к прасаду от Божеств. Тамал Кришна Госвами по-настоящему наслаждался, почитая прасад, даже если тот был холодным.