Вишнуджана Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Духовное самоубийство

И вот спустя почти пятьсот лет после урока твердости в обетах санньясы, который преподал Шри Чайтанья Махапрабху, Вишну-джана Свами снова вспоминает о нем. В его голосе чувствовалось волнение, возможно, он думал об этом вопросе в течение многих дней. Его вопрос: достиг ли Чхота Харидас совершенства в результате самоубийства, которое совершил после того, как, по-видимому, повредил росток своей преданности, поговорив с женщиной.

Ответ Прабхупады был очень серьезным: «Этот пример показывает, что пасть может даже спутник Чайтаньи Махапрабху. И если он падает, то наказанием должно стать самоубийство. Другого наказания быть не может, он должен покончить с собой. Таково указание Чайтаньи Махапрабху. Вообще, это был слуга Чайтаньи Махапрабху, так что он не мог пасть. Но Чайтанья Махапрабху на этом примере показал: „Даже Мой личный слуга может пасть". А если кто-то, по любой причине, падет, то в наказание он должен покончить с собой. Таково указание».

У всех преданных, услышавших эти слова, глаза полезли на лоб от удивления. «Очень строго», — выразил общее мнение Тамал Кришна Госвами.

Пушта Кришна Госвами предположил: «Это так же, как в „Бхагавад-гите", где Кришна говорит: „Для того, кто почитаем, бесчестие хуже смерти?»

Прабхупада продолжал объяснять: «Да. Но здесь другое. Чайтанья Махапрабху лично учит этому. Пасть жертвой майи — вполне возможно. Так же, как Джай и Виджай. Они были привратниками на Вайкунтхе, но тоже пали. Падение может произойти в любой момент, ведь мы так малы. Майя может в любой момент нас увлечь. Поэтому нужно быть очень, очень внимательным. А если ты падаешь, то в наказание должен совершить самоубийство. Вот и всё. А в следующей жизни — посмотрим».

Вишнуджана Махараджа, всегда очень искренний и преданный своему духовному учителю, решив, что Шрила Прабхупада уже ответил на его вопрос, отступил назад, в то время как остальные санньяси стали наперебой просить Прабхупаду объяснить подробнее. Сатсварупа Махараджа вспомнил, что в «Нектаре преданности» сказано, что преданное служение настолько чисто, что если преданный падает, то ему не нужно совершать никакой праяш-читты, искупления. Нужно просто вернуться к своему служению.

Прабхупада согласился с этим, но уточнил, что случай Чхоты Харидаса был особым. Ему не было необходимости нести такое наказание, но это было их игрой. Господь назначил ему его в назидание всем окружающим. Чайтанья Махапрабху был ваджрад апи катхора, одновременно грозным как молния и нежным как роза.
— Но, Прабхупада, — спросил Тамал Кришна Госвами, — если бы вы были так же строги, как...
— Нет, я не Чайтанья Прабху. Я не... Зачем ты меня сравниваешь? Я обычный человек.
Наконец Гурукрипа Махараджа выговорил то, что, несомненно, крутилось у всех на уме: «То есть у нас в ИСККОН, если преданный падает, следует ли ему совершать самоубийство?»
Односложный ответ Прабхупады не мог быть более ясным: «Нет».
Гурудаса Махараджа рассмеялся: «Тогда от нашего Общества давно бы ничего не осталось».
Прабхупада пояснил: «Нет, нет. Если преданный падает — это уже самоубийство. Если он падает, это означает, что он уже покончил с собой. Он имел шанс, но пал — значит, он наложил на себя руки. В духовном смысле. Когда человек получает возможность вернуться домой, обратно к Богу, и совершает ошибку — разве это не самоубийство?» В заключение Прабхупада сказал, что нужно быть очень сильными и с решимостью продолжать преданное служение.