Вишнуджана Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Неожиданный вопрос

Семнадцатого января 1976 года Шрила Прабхупада приехал в Майяпур. Следом за ним со всего мира на предстоящий ежегодный фестиваль стали съезжаться сотни его учеников. За десять лет ИСККОН вырос во всемирное Движение, привлекшее в свои ряды тысячи искренних душ. Однако вместе с ростом Движения возникли и трудности, связанные с незрелостью некоторых преданных. Встав на путь духовного очищения, преданные хотели слишком быстро занять высокий духовный статус, приняв преждевременное отречение.

В конце февраля 1976 года Прабхупада в кругу своих старших учеников стал объяснять качества, которыми должен обладать истинный санньяси. Он сказал, что, если у человека хоть иногда появляются мысли о том, что женщины красивы, что материальное богатство и комфорт привлекательны, и если у него возникает желание наслаждаться материальной жизнью, он не должен принимать санньясу. Если человек принимает санньясу просто как удобный способ жить попрошайничеством и набивать себе желудок, то тем самым он лишь обманывает сам себя, но окружающих он не проведет.

За последние несколько месяцев не проходило и недели, чтобы кто-нибудь из учеников не попросил Прабхупаду дать ему санньясу. Шрила Прабхупада не был доволен таким поведением и пытался прояснить ситуацию: «Я не знаю, почему все наши ученики так хотят принять санньясу. Только за этим и приходят: „Дайте мне санньясу". В чем тут дело?»

Джаяпатака Свами предположил, что брахмачари, который устает быть у всех на побегушках, просит дать ему санньясу, чтобы стать независимым. Прабхупада ответил, что это плохо. Санньяса предназначена как раз для того, чтобы служить всем остальным. Нельзя думать: «Я санньяси, так что служите мне!»

Прабхупада объяснил, что четыре ашрама предназначены для постепенного возвышения человека, чтобы тот в конце концов смог избавиться от материальных желаний. Если у кого-то все еще есть материальные желания, то он должен стать грихастхой, а санньясу принять позднее.

На фестивале Гаура-пурнимы в Майяпуре собралось множество старших учеников Прабхупады и санньяси. Вишнуджана Свами вместе с другими преданными также отправлялся туда. Некоторые преданные еще в аэропорту заметили, что Махараджа выглядит так, словно чем-то обеспокоен.

Пока они летели над Атлантическим океаном, Вишнуджана Махараджа вел мангала-арата по переговорному устройству. Когда самолет попал в турбулентные потоки, преданные запели молитвы Нрисимхе, моля о защите. Вишнуджана Свами был их любимым бесстрашным духовным братом. Поэтому его присутствие придавало преданным сил и уверенности.

Ранним утром 11 марта Шрила Прабхупада прогуливался по крыше здания храма в Майяпуре, беседуя с членами Джи-би-си и санньяси в непринужденной, духовной атмосфере святого места.

Панча Дравида Махараджа спросил, может ли человек обрести совершенство за время одной лавы (1/11 секунды), проведенной в обществе чистого преданного.

Прабхупада остановился и повернулся к нему. Преданные обступили их тесным кольцом. Шрила Прабхупада сказал, что это подобно сухим дровам, которые возгораются в одно мгновение. Таким же образом, когда человек искренен, он сразу духовно воспламеняется. А если он полон «влаги» от соприкосновения с материей, то ему придется подождать сотню-другую лет или даже жизней. Чистый преданный подобен спичке, а его ученик — дровам. Если оба они в порядке, то возникает огонь. «Соприкасаясь с огнем, вы высыхаете. Но мы снова сознательно льем воду и из-за этой глупости опять намокаем. Процесс уже идет, мы знаем, как высохнуть. Но вместо этого мы обливаемся водой. Как же в таком случае зажечь костер? Правила и предписания даны как раз для этой цели. Если вы пали жертвой майи и намокли, то нужно высохнуть, следуя всем правилам. Это происходит постоянно: мы намокаем и сохнем, намокаем и сохнем. Проблема в том, что когда мы уже почти высохли, то снова обливаемся водой».

Вишнуджана Махараджа, который все время слушал в стороне, задал свой первый вопрос: «Шрила Прабхупада, достиг ли Чхота Харидас совершенства в результате самоубийства, которое он совершил после того, как очевидно намочил свою лиану преданности, поговорив с женщиной?»