Вишнуджана Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Путешествия с блаженным Свами

После разделения группы и их отъезда из Нью-Йорка некоторые преданные чувствовали грусть. Для того чтобы ободрить их, Вишнуджана Свами показал письмо Шрилы Прабхупады, написанное ему в январе 1971 года о его, Вишнуджаны Свами, собственной депрессии:

«Я рад заметить, что в своем последнем письме ты пишешь, что чувствуешь себя лучше, чем прежде. Так, когда ты чувствуешь себя плохо, громко повторяй Харе Кришна мантру и слушай ее. Это поможет тебе постоянно испытывать необыкновенное счастье. Иногда кажется, что у преданного возникают трудности безо всякой на то причины. Но преданный даже такие неблагоприятные обстоятельства принимает как милость Бога. Так или иначе, такие чувства подобны смене времен года: они появляются и исчезают в положенный срок. И это не должно мешать нам исполнять свои предписанные обязанности».

Затем Махараджа сказал, что, когда Шри Чайтанья Махапрабху отправился в тур по Южной Индии, Его ум также был встревожен вынужденной разлукой с преданными, которые остались далеко позади. Поэтому Он громко повторял имена Кришны, рыча словно лев.

Пока автобус ехал по дороге в Атланту, Вишнуджана Махараджа поощрял некоторых приунывших преданных вести, как он называл это, «освобождающий киртан». Они изо всех сил старались петь подобно льву. И действительно, это избавило их от хандры.

Когда они прибыли в Атланту, оказалось, что у них совсем нет денег. Однако преданные новоиспеченной группы были так очарованы и вдохновлены обществом Махараджи, что пошли от двери к двери собирать пожертвования. Сухотра за день собрал для него сто долларов. В то время это было неслыханно, чтобы один преданный в течение дня собрал такую сумму. Если преданный возвращался с двадцатью долларами, то это уже было целое событие. Сухотра оставил Махараджу в десять часов утра и вернулся в восемь вечера с семьюдесятью долларами в купюрах и тридцатью долларами мелочью. Махараджа был очень рад.

Очень скоро Вишнуджана Свами снова широко развернул проповедь. Его представление теперь состояло из киртана с игрой на традиционных индийских музыкальных инструментах, таких как фисгармония, мриданга и караталы, и лекции Махараджи. Он пытался сделать более чистую и простую версию «Гастролирующего представления». Вместо рок-группы была сформирована группа бхаджанов, вместо психоделических цвето-шоу, проецирующих на стены и потолок всплески и круговороты цвета, Махараджа показывал студентам слайд-шоу, рассказывающее о духовной жизни и Движении Харе Кришна, и комментировал его. Затем он начинал киртан, вовлекая зрителей в пение и танцы, а после преданные бесплатно раздавали простой пир из кришна-прасада.

Параллельно с проповедью в университетах Махараджа начал проповедовать на ярмарках в разных штатах. В Америке пятьдесят штатов, и каждый из них имеет свою выставку-ярмарку. Выставки проходят в каждом штате поочередно, то есть не совпадают по времени.

В конце 1973 года Вишнуджана Свами и его группа прибыли в Феникс на ярмарку штата Аризона. Среди ларьков и киосков, продающих всякую всячину, место, где расположился «Трансцендентный киоск Кришны», было похоже на ворота в духовный мир. Вишнуджана и преданные участвовали на ярмарке, представившись как «индийский магазин»: благовония, одежда, плакаты и красиво расставленные книги Шрилы Прабхупады, несколько преданных, поющих на заднем плане...

Часть преданных проповедовали на ярмарке, а Вишнуджана Свами пел на улицах Феникса. Днем три весьма привлекательные девушки-христианки бродили вокруг «Трансцендентного киоска». Девушки сказали преданным, которые были холостыми парнями, что хотят поговорить о Боге. Сухотра завел с ними речь о сознании Кришны, но его раздражало их поведение. Миловидные девушки выказывали более чем дружеское расположение и просили преданных выйти из киоска, чтобы отправиться куда-нибудь помолиться. «Я — брахмачари, и мне предписано не иметь дел с девушками», — объявил Сухотра. Девушки, похоже, обиделись, но все же продолжали бродить вокруг. Через некоторое время пришел Виш-нуджана Свами, своим появлением приведя преданных в восхищение, и девушки сразу же обратились к нему, жалуясь на плохое отношение к ним парней-преданных. Они попросили и его пойти вместе с ними помолиться. Махараджа сказал, что он очень удивлен позиции преданных. Отойдя к соседнему газону перед киоском, они все стали на колени на траву. Вишнуджана Свами и три девушки по очереди произнесли молитву. Девушки остались этим довольны. Они, улыбаясь, простились, а Вишнуджана Свами возвратился в «Трансцендентный киоск».

Однажды Вишнуджана Свами купил газету в продовольственном магазине и открыл страницу раздела о погоде, на которой была изображена карта Соединенных Штатов Америки. Выбрав самое холодное пятно в северных штатах, он объявил: «Мы отправляемся туда. Мы поедем туда, потому что там еще не было преданных». Вишнуджана позаботился, чтобы преданные подготовили теплую одежду для холодной погоды.

Когда они добрались до Вермонта, погода там была ужасная. Вишнуджана Свами и преданные приехали затемно. На следующее утро, несмотря на мороз, Махараджа решил: «Мы все равно должны принять омовение». Преданные зашли в ванную комнату и обнаружили, что там все покрыто льдом. Замершие, они пулей вылетели оттуда. «Похоже, что мы не сможем принять душ», — сказал один преданный. «Шрила Прабхупада сказал, что нам каждое утро следует принимать омовение», — объяснил Вишнуджана. Он обернулся в гамчху и стал собирать горстями снег. Быстро приняв омовение снегом, он взял полотенце и сказал: «Ну вот, снежное омовение!»

Куда бы ни отправлялся Вишнуджана Свами, он всегда выходил петь на улицы городов, а потом немного говорил о Кришне. Как-то один человек подъехал на велосипеде и стал кричать, выражая недовольство происходящим. Там была целая толпа народу, и Махараджа сказал: «Простите! Простите! Могу я вас спросить кое о чем?» Мужчина успокоился и ответил: «Да... О чем?» Вишнуджана Свами сказал: «Ничего, если я буду одеваться так, как хочу? Мне нравится одеваться вот так, в дхоти и курту. А вам, может, нравится носить джинсы. Это ничего?» Мужчина ответил: «Да, ничего». Вишнуджана Свами продолжал: «У меня есть свой определенный стиль музыки, мне нравится петь. Мне нравится петь Харе Кришна и эта мелодия, а вам может нравиться что-то другое. Это ничего, что мне нравится петь то, что мне нравится?» Мужчина ответил: «Да, ничего». Толпа прислушивалась, с интересом наблюдая, что же случится дальше. И тогда Вишнуджана Свами сказал: «У меня есть много друзей, и мне нравятся эти друзья, я уверен, что у вас тоже есть свои друзья. Это ничего, если я буду с теми людьми, с которыми хочу быть, и вы будете с теми людьми, с которыми хотите?» И мужчина ответил: «Да, ничего». Тогда Вишнуджана Свами сказал: «Это ничего, если вы уйдете?» Мужчина сел на свой велосипед и уехал. Толпа ликовала, аплодируя. Махараджа в очень мягкой форме, но все же преподал ему урок.

Вишнуджана Свами был одарен добрым и мягким сердцем. Он молился о том, чтобы полностью отдать это сердце служению подобным лотосу стопам своего духовного учителя и Шри Шри Радхе-Кришне. Его настроение преданности было совершенно естественным и непритворным. Эта преданность пробудилась в нем благодаря милости Шрилы Прабхупады в конце шестидесятых в Сан-Франциско. К тому времени, когда Вишнуджана Свами начал путешествовать с группой «Радха-Дамодара», он еще ни разу не был в Индии. Начиная с 1973 года в Америку стали прибывать некоторые прошедшие подготовку в Индии санньяси ИСККОН, проповедовавшие жестко и бескомпромиссно. Не то чтобы они были неискренни, но «доморощенная» искренность Вишнуджаны Свами была более естественной и доступной. Его искренность не пропадала за «образом Свами». Этот «образ Свами» был во многом лишь неловкой имитацией той строгости, которую Шрила Прабхупада проявлял в проповеди индийской публике. Но когда Прабхупада начинал проповедовать американцам, западным людям, он проявлял другую сторону: терпение, снисходительность и понимание, помимо ненавязчивой твердости и бескомпромиссности. Очевидно, для проповеди в странах Запада эти качества выглядели более уместными и естественными. Вишнуджана Махараджа вовсе не был сентиментальным, он просто старался следовать настроению Прабхупады.

В марте 1974 года Махараджа, используя вынужденный перерыв в проповеди в Америке, впервые поехал в паломничество по Индии. Охваченный блаженством, он путешествовал на лодке в Бенгалии по священной реке Ганге в течение сорока дней с остановками во множестве мест паломничества, проповедуя, проводя киртаны и распространяя прасад. В Калькутте он собрал множество индийских музыкальных инструментов, чтобы привезти их в Соединенные Штаты. Среди них были такие замечательные инструменты, как эсрадж и сантур. Эта поездка дала ему новые силы для путешествия и проповеди в Америке со Шри Шри Радхой-Дамодарой.