Вишнуджана Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Рождение группы "Радха-Дамодара"

Однажды, услышав о славе гастролирующего театрализованного представления преданных «В каждом городе и деревне», созданного Киртананандой Махараджей, Вишнуджана Свами приехал его посмотреть. Ему очень понравились хлебные палочки, придуманные обладавшим многими талантами Мангаланандой прабху, и китри. Находясь там, Вишнуджана сразу же погрузился в служение. Он мог войти в пуджарскую комнату и спросить, может ли он чем-то помочь, например убрать в комнате или вымыть алтарь. Кроме того, Божества нуждались в новом алтаре, и Вишнуджана Свами его смастерил. Он обучал преданных гастролирующей группы, как ставить спектакли, в том числе историю об охотнике Мригари, исполняемую с оловянными масками, которые издавали звуки при встряхивании.

Так, в начале 1972 года Вишнуджана Свами с одобрения Шрилы Прабхупады присоединился к группе путешествующих преданных «В каждом городе и деревне», приносящих фестивали сознания Кришны в университеты и парки Америки. Они играли на популярных музыкальных инструментах, среди которых были гитара, флейта и ударные, представляя философию сознания Кришны в формате, легко воспринимаемом молодыми людьми. Во главе группы санкиртаны были прекрасные Божества Шри Шри Радха-Дамодара, которые путешествовали вместе с преданными в автобусе, переделанном под храм. Это были единственные в мире странствующие в умонастроении Господа Чайтаньи установленные Божества Радхи-Кришны.

Гастролирующая группа разъезжала на автобусах, проповедуя, проводя восторженные киртаны, распространяя огромное количество прасада, показывая хорошо отрепетированные спектакли, слушая философские лекции санньяси, наслаждаясь музыкой в сознании Кришны и многим другим. Для того времени это было уникально.

В сентябре 1972 года Киртанананда Свами полностью занялся своим проектом Нью-Вриндавана, а Вишнуджана Махараджа целиком посвятил себя гастролирующему представлению. Вскоре Вишнуджана Свами, к которому также присоединился харизматичный Судама Свами, превратил программу в своего рода рок-оперу с более сложными музыкальными аранжировками и драматическим представлением. Их настроение немного изменилось. У них появилось несколько новых песен. Одна из них называлась «Вечеринка». Ее хриплым голосом исполняла матаджи, одетая и загримированная под ведьму. Конечно, теперь гастролирующая группа выступала более профессионально, но, возможно, ценой исчезнувшего прежнего невинного шарма и обаяния.

По пути на свое обсуждение бхагавата-дхармы в Нью-Врин-даван, Шрила Прабхупада посмотрел новую программу в Питтсбурге. В одном эпизоде некоторые преданные играли роли обкуренных хиппи и, может быть, слишком вжились в образ. Шрила Прабхупада спросил: «Это наши люди?!» Так, несмотря на то что Его Божественная Милость оценил программу как успешную проповедь, у многих преданных возникли сомнения относительно этого представления. Кроме того, назревал разлад между Вишнуджаной и Судамой Свами. После представления в Бостоне гастролирующая группа отправилась в Нью-Йорк, где Судама Свами вместе с Бали Марданой Махараджей, представителем Джи-би-си в Нью-Йорке, изменили и переработали программу. Их план состоял в том, чтобы под управлением Судамы, который вырос в семье профессиональных актеров, труппа осталась в храме на Генри-стрит и попыталась добиться успеха на театральной сцене Нью-Йорка, подготавливая представление для Бродвея. Вишнуджане Свами в этих планах места не нашлось. Некоторые тамошние лидеры считали его дилетантом, слишком простым для Нью-Йорка.

Отправляясь в путь из Бостона в Нью-Йорк, гастролирующая группа выехала еще до рассвета. И в тот же день, когда они прибыли в Нью-Йорк, их ждал сюрприз: Вишнуджану Свами отстранили от руководства группы. И точно таким же ранним утром, но уже следующего дня Махараджа вместе с полудюжиной брахмачари ехал по дороге из Нью-Йорка в Атланту в автобусе Радхи-Дамодары. Так было положено начало группе, впоследствии ставшей известной как «Путешествующая группа санкиртаны Радха-Дамодара».

В результате коалиции Бали Марданы и Судамы Махараджей с целью отобрать гастролирующее представление у Вишнуджаны Свами, Шриле Прабхупаде был дан некоторый критический отзыв о Вишнуджане. Пятого ноября 1972 года Его Божественная Милость ответил письмом Судаме Свами. По пути в Атланту Вишнуджана Свами прочитал его вслух всем своим «парням», оставшимся с ним после разделения группы:
«Пока обеспокоены „Гастролирующее представление" и „Деревня йоги", их деятельность должна быть приостановлена. Просто исполняйте наши киртаны. Если мы будем подобным образом отвлекаться, постепенно все ухудшится. Он уходит. Все эти изобретения — ерунда. Такой дух изобретательства разрушит наше Движение. Люди могут прийти посмотреть, некоторые станут преданными. Но такие преданные со временем уйдут, поскольку они привлечены неким представлением, а не реальностью или духовной жизнью, согласно стандарту Господа Чайтаньи. Наш стандарт: киртан, открытие храмов. Что такое это „Гастролирующее представление" и „Деревня йоги"? Это будет другой версией хиппи. Постепенно идея сознания Кришны испарится: одно изменение, другое изменение, каждый день новое изменение. Прекратите все это. Просто исполняйте киртан, ничего больше. Ничего не придумывайте».

У Вишнуджаны Свами была прекрасная дикция, которую украшала безупречная грамматика и словарный запас. Его речи были настолько хороши, что можно было предположить, что он готовил их заранее. Но нет, это был обычный стиль его разговора. Простота и честность Вишнуджаны Махараджи могли тронуть любое сердце. Его голос, читающий письмо Прабхупады, был мягок, спокоен, но вместе с тем в нем слышалась некоторая горечь. Он показал оставшимся с ним преданным, что слово «он» в предложении «Он уходит» относится к нему. Он хотел, чтобы они ясно поняли, что в то время, по крайней мере, когда Шрила Прабхупада писал это письмо, Его Божественная Милость считал, что Вишнуджана Махараджа не следует парампаре. Махараджа унизил себя перед слушавшими его преданными и сказал: «Пожалуйста, обдумайте все тщательно и решите, хотите ли вы оставаться со мной. У меня нет другого выбора. Я должен, так или иначе, найти способ, как удовлетворить своего духовного учителя. Но вы не обязаны мне помогать. У каждого из вас свои отношения с духовным учителем. Если вы боитесь, что ваши отношения с духовным учителем могут пострадать под влиянием общения со мной, то просто скажите мне, и я помогу вам перебраться куда-нибудь, где для вас будут более благоприятные условия».

После этих слов Махараджи все преданные группы были готовы пойти ради него хоть в огонь. Так родилась новая группа «Радха-Дамодара», в которую вошли Нарада Муни, Вишну-датта, Доял Чандра, Шри Валлабха, Пататрираджа, Хасьяграми, Джамадагни и Сухотра. Вскоре к ним присоединились Аджа, Рик-шараджа, Шри Галим, а также бхакта Марти, который позже стал Махамантрой. На последующие несколько лет эти преданные — и, конечно же, сам Вишнуджана Махараджа — составили ядро группы «Радха-Дамодара».