Вишнуджана Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Исчезновение

В тот день Вишнуджана Свами исчез. Его не видели с тех пор, как на крыше он задал Шриле Прабхупаде вопрос о Чхоте Хари-дасе и отошел, не выслушав полностью ответ Прабхупады. Кто-то из преданных заметил его на следующий день, рано утром 12 марта, в поезде на Калькутту. Но с тех пор его никто не видел.

Вначале Прабхупада отнесся к этому не очень серьезно. Он проявлял спокойствие и не думал, что могло случиться какое-то несчастье, решив, что он просто не хочет служить.

Через некоторое время в делийский храм ИСККОН пришли садху из Праяга, места, где Чхота Харидас из чайтанья-лилы совершил самоубийство. Они рассказали о «белом санньяси», который заплатил им, чтобы они помогли ему в его последнем жертвоприношении. Они повторили особые мантры, чтобы он не получил тело привидения. Потом к его одежде привязали камни, и он прыгнул из лодки в святые воды. Очень походило на то, что этим «белым санньяси» был Вишнуджана Свами. Новость быстро распространилась по всему миру, и преданные были глубоко опечалены этим известием. Для тех, кто не относился со всей серьезностью к ответственности, которую налагает на себя отречение, эта новость была словно холодный душ.

Шрила Прабхупада сидел в своей новой квартире в Бомбее, когда к нему вошел Тамал Кришна Махараджа. Тамал Кришна Госвами начал говорить об исчезновении Вишнуджаны Махараджи. Он сказал, что Вишнуджана не воспользовался паспортом, чтобы выехать из Индии, и что «белым санньяси», о котором в Дели рассказали садху, мог быть Вишнуджана Свами. В этот момент Шрила Прабхупада заплакал. Он отвернулся и, глядя в окно, сказал: «Он не должен был так поступать». Тамал Кришна Махараджа спросил, знает ли Шрила Прабхупада, где сейчас Вишнуджана. Шрила Прабхупада ответил: «Вишнуджана был очень возвышенным преданным. Он до сих пор повторяет Харе Кришна». Шрила Прабхупада со слезами на глазах смотрел в окно, и было видно, что он не хочет больше говорить на эту тему.

Недели две спустя Шрила Прабхупада рассказал преданным, что Вишнуджана Свами приходил к нему во сне и пел святые имена для него, совсем как Чхота Харидас, который приходил и пел для Господа Чайтаньи.

Гауридас Пандит дас, один из преданных группы «Радха-Дамодара», тоже увидел сон о Вишнуджане Свами. Он поднимался вслед за ним в гору. В какой-то момент Вишнуджана остановился, повернулся к нему и попросил его подождать. Махараджа сказал, что тот еще не готов идти дальше. Гауридас Пандит остался стоять и смотреть, как его первый духовный наставник уходит вверх по тропе, подобно тому, как ушел Махараджа Юдхиштхира.

Спустя год после исчезновения Вишнуджаны Свами никакой достоверной информации о том, что же на самом деле произошло, так и не появилось.

Восемнадцатого апреля 1977 года Шрила Прабхупада, находясь у себя в комнате в Бомбее, общался с Тамалом Кришной Махараджей, который в то время был его секретарем. Прабхупада начал беседу с объяснения: «Преданный никогда не падет, в отличие от непреданного. Если же преданный случайно совершит падение, то Кришна снова поднимет его».

Они довольно долго говорили на эту тему. Тамал Кришна Госвами вспомнил времена, когда Вишнуджана проповедовал, разъезжая на автобусе по Америке, как вдруг Шрила Прабхупада, прерывая его воспоминания, высказал предположение:
— Я думаю, что Вишнуджана Свами совершил самоубийство.
— Что? — от неожиданности спросил Тамал Кришна Госвами.
— Ведь нет никакой информации о нем, — пояснил Прабхупада.
— Да, совсем ничего не известно.
После исчезновения Вишнуджаны Свами Тамал Кришна Махараджа тщетно пытался выяснить, что же произошло с его старым другом:
— Все думают, что он утопился в одной из рек здесь, в Индии,
потому что накануне своего исчезновения он задал вам вопрос...
Просто, без всякой причины, он попросил вас объяснить уход младшего Харидаса. Это было на крыше в Майяпуре. Потом его больше никто не видел. — Тамал Кришна Госвами был взволнован, ему было тяжело говорить об этом. — Я думаю... он не вернулся на Запад. В Америке он не появлялся. Родители также искали его, но безуспешно.

Затем, обращаясь к Тамалу Кришне Госвами, Шрила Прабхупада сказал:
— Даже если он совершил самоубийство, он будет спасен.
— Если он сделал это, то он будет... — переспросил Тамал Кришна Госвами.
— О, да, — подтвердил Шрила Прабхупада. — Он сожалел. Он был очень серьезен. Йога-бхрашто абхиджайате. Он получит другую хорошую возможность развить сознание Кришны, пока наконец не достигнет Кришны.
— Да, это очень соответствует его характеру, — сказал Тамал Кришна Госвами. — Я не думаю, что он бросил Движение и вернулся в материальный мир. Это совсем на него не похоже.
В «Нектаре преданности» приводится пояснение, объясняющее слова Шрилы Прабхупады о судьбе Вишнуджаны Свами:

«Если человек способен постепенно совершенствоваться в преданном служении, в этом нужно видеть беспричинную милость Самого Кришны. К тому, кто полностью избавился от привязанности к материальному наслаждению и развил в себе чистую экстатическую преданность, ни в коем случае не следует питать недобрых чувств, даже если в какие-то моменты жизни он случайно оступается и нарушает некоторые принципы преданного служения. Это подтверждается и в „Бхагавад-гите", где говорится, что человек, обладающий непоколебимой верой в Верховного Господа и беззаветно преданный Ему, даже если иногда случайно и проявляет качества, не соответствующие идеалу чистого преданного, — все равно должен считаться чистым. Его непоколебимая вера в преданное служение, в Господа Кришну и духовного учителя возводит его деятельность в преданном служении на очень высокий уровень.

В „Нрисимха-пуране" говорится: „Если тело и ум человека целиком заняты служением Верховному Господу, но при этом он совершает какие-либо недостойные поступки, под влиянием его непоколебимой преданности эта предосудительная деятельность в очень скором времени, несомненно, будет сведена на нет". Иногда приводят сравнение с пятнами, различимыми на полной луне, которые кажутся следами от оспы. Однако эти пятна не могут затмить сияния полной луны. Подобным образом, небольшие недостатки человека, полностью погруженного в преданное служение, не следует принимать в расчет. Привязанность к Кришне — это трансцендентное блаженство. Крохотное пятнышко материального недостатка теряется посреди безграничного океана трансцендентного блаженства».