Вишнуджана Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Опьяненный святым именем

С апреля 1968 года Вишнуджана вместе с другими преданными стал петь Харе Кришна, играя на мриданге и тамбуре, на улицах Сан-Франциско. Эти преданные стали первой группой санкиртаны, которая начала петь и танцевать в трансцендентном экстазе каждый день и вечер на улицах города и в храме.

Вишнуджана был одаренным музыкантом еще до того, как присоединился к Движению. Однако во всей полноте его способности проявились в редком таланте сладкозвучного исполнения бхаджа-нов и киртанов.

Шрила Прабхупада обратил внимание на Вишнуджану из-за его экстатичных киртанов. Но иногда Прабхупада все же его и отчитывал. Когда Вишнуджана с группой санкиртаны находился в Лос-Анджелесе, однажды Прабхупада увидел на улице их харинаму. Вишнуджана, как обычно, вел киртан. Он играл одновременно на двух мридангах. Шрила Прабхупада сказал: «Он не может как следует играть даже на одной мриданге, а уже берется за две».

В другой раз Вишнуджана начал петь песню Миры Баи «Гопала, Гопала, Девакинандана Гопала / Гопала, Гопала, Яшоданандана Гопала». Шрила Прабхупада велел ему остановиться. «Возможно, это пели великие преданные, — сказал он, — но это не пели великие авторитеты».

В январе 1969 года в Лос-Анджелесе Шрила Прабхупада регулярно обучал своих учеников стандартным бхаджанам вайш-навских ачарьев. Эти песни глубоко тронули сердце Вишну-джаны. Шрила Прабхупада, желая поощрить его, предложил дополнительно обучить игре на фисгармонии. Для каждого бха-джана Прабхупада провел Вишнуджане отдельный урок.

Видя музыкальный талант Вишнуджаны, Прабхупада дал ему слова песни Нароттамы даса Тхакура «Вриндавана-рамья-стхана» и попросил сочинить для нее приятную мелодию. На следующий день Вишнуджана представил своему духовному учителю мелодию собственного сочинения для песни и спел ее для Шрилы Прабхупады у него в комнате. Прабхупада остался очень доволен. Он поблагодарил Вишнуджану за красивую мелодию и попросил продолжать сочинять новые для воспевания.

Вишнуджана пел постоянно. Казалось, что он пел настолько увлеченно, что просто не мог уделять должного внимания какой-либо другой работе. Вскоре преданным пришлось запретить ему водить машину. Обычно все управляли машиной по очереди, но, когда за руль садился Вишнуджана, он начинал петь, и это полностью поглощало его внимание. Потому ему запретили садиться за руль.

Группа санкиртаны, возглавляемая им, каждый день отправлялась на улицы Лос-Анджелеса. Вишнуджана был душой санкиртаны. От него исходило праздничное настроение в противоположность деловому центру Лос-Анджелеса — месту, куда преданные выходили петь Харе Кришна. Присутствие святого имени немедленно одухотворяло атмосферу. Время от времени Вишнуджана прекращал пение и проповедовал толпе. Он говорил так, что его речи проникали в сердца слушателей. Обращаясь к людям, он по-настоящему заботился о них, всем сердцем желая, чтобы они стали преданными и продвигались в духовной жизни.

Преданные, по крайней мере некоторое время в день, распространяли журнал «Обратно к Богу», но Вишнуджана просто весь день пел. Всякий раз, когда он прерывался на отдых, чтобы распространять журналы, настроение киртана пропадало, и преданные всегда просили его петь. Распространение шло намного легче, когда он пел.

Тамал Кришна был организатором первых больших уличных киртанов в Лос-Анджелесе, которые вел Вишнуджана. Он хотел, чтобы каждый также собирал пожертвования. Вишнуджана никогда этого не делал. На самом деле его не интересовали деньги, он хотел только вести киртан. Когда приехал Прабхупада, Тамал Кришна посетовал на то, что Вишнуджана не хочет собирать пожертвования, а хочет только петь. Сидя в кресле, Прабхупада откинулся назад и улыбнулся: «Да, он достиг освобождения просто воспевая». После этого Тамал Кришна вынужден был отказаться от попыток убедить Вишнуджану собирать пожертвования.

Вишнуджана был искренне опьянен святым именем. Все замечали, как он наслаждался трансцендентным вкусом пения Харе Кришна, весь день танцуя в блаженстве и играя на мриданге. Он обладал красивым голосом и удивительной мистической силой пения. Ему приходилось надевать перчатки, чтобы защищать руки, поскольку после трех-четырех часов непрерывной игры они начинали кровоточить. Он ударял по мриданге, пока руки не разбивались в кровь и на грудь не скатывались слезы. Однако он просто продолжал петь, непрерывно стуча по барабану как будто в трансе. Даже когда лил дождь, он продолжал пение, и преданные пели с ним вместе.

Вишнуджана пел на улице по восемь, а иногда больше часов каждый день. Возвращаясь в храм, он играл на фисгармонии и пел для Божеств. Каждый раз, когда он останавливался, преданные просили его продолжать. С утра он также вел все утренние службы. Он был постоянным исполнителем киртанов в храме. Брахмачари, живущие в храме, засыпали под звуки фисгармонии Вишнуджаны и просыпались, слыша его пение. Преданные только удивлялись: похоже, что он какая-то божественная личность, поскольку обычный человек на такое просто не способен.

Своим пением Вишнуджана создавал особенное настроение — сильное чувство разлуки с Кришной. Он по-настоящему любил киртан и музыкой выражал свою преданность. Не только все преданные любили Вишнуджану и его пение; высокий, привлекательный молодой человек, поющий глубоким, проникновенным голосом, притягивал к себе также и обычных людей с улицы. Просто его присутствие заставляло людей желать присоединиться к сознанию Кришны. Он вдохновил сотни людей принять сознание Кришны, часто просто благодаря пению святых имен Бога.

Шрила Прабхупада говорил, что пение Вишнуджаны может очаровать даже птиц и что оно привлечет весь мир.

Вишнуджана был неутомим и полон жизни. Когда он входил в комнату, тр своим присутствием словно освещал все вокруг. Он был веселым, очень глубоким, открытым, теплым, заботливым и сострадательным человеком. Как лидер санкиртаны, ответственный за новых бхакт и комендант храма, он заботился о нуждах мужчин и женщин, живущих в храме. После целого дня, проведенного в исполнении киртана, иногда, уже уложив брахмачари спать, он поднимался — ведь у кого-то могли появиться проблемы.

Когда Гурудас, Мукунда и Тамал Кришна отправились проповедовать в Англию, им хотелось, чтобы Вишнуджана присоединился к ним в Лондоне. В феврале 1970 года они прислали несколько писем Шриле Прабхупаде, убеждая его послать Вишнуджану к ним для развития проповеди и привлечения новых преданных. Однако Шрила Прабхупада не мог его отпустить, поскольку так же, как и в Лондоне, тот был необходим в Лос-Анджелесе. После отъезда Мадхудвиши и Джаянанды в Сан-Франциско, а Тамала Кришны в Лондон, Вишнуджана остался единственным из четверых преданных, которые организовали и на ком держался храм в Лос-Анджелесе. В их отсутствие Вишнуджана заботился о новых преданных, а также о группе санкиртаны, и его отъезд мог отрицательно сказаться на функционировании храма.