Вишнуджана Свами

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Расширяя проповедь

В 1974 году к путешествующей группе преданных «Радха-Дамодара» присоединился Тамал Кришна Госвами, талантливый организатор и старый друг Вишнуджаны Свами. За несколько лет их путешествующая группа увеличилась до восьми больших автобусов, двадцати пяти фургонов санкиртаны и более сотни преданных, распространяющих тысячи книг Шрилы Прабхупады. К концу 1975 года путешествующая на автобусах группа санкиртаны «Радха-Дамодара» ежемесячно распространяла пятьдесят тысяч книг в твердом переплете и тысячи журналов «Обратно к Богу». Один из распространителей группы, Панчататтва дас, продал триста одиннадцать книг за день, что стало новым мировым рекордом.

Шрила Прабхупада в своем письме очень высоко оценил служение группы «Радха-Дамодара»: «Я ума не приложу, как вам удается продавать столько книг. В мировой истории не было случая, чтобы религиозные книги пользовались таким успехом. Было ли нечто подобное ранее? Христиане распространили учение Иисуса по всему миру, хотя у них всего одна книга. А у нас уже сорок больших книг, изданных на английском языке. Поэтому, если распространение книг в таком количестве будет продолжаться, то трудно даже представить тот результат, который нас ожидает. Пожалуйста, продолжайте с энтузиазмом распространять книги».

Киртан Вишнуджаны Свами из альбома "Радха Дамодара" 1973 года:

В путешествующей группе двое санньяси поддерживали высокий дух отречения, что позволяло полностью сосредоточиться на проповеди.

Разъезжая по всей стране, преданные иногда останавливались в очень красивых, живописных местах. Как-то один преданный, любуясь природой на закате солнца из окна автобуса, заметил: «Господи, какой прекрасный пейзаж, не правда ли?!» «Да, но только подумай, как страдают эти деревья», — ответил Виш-нуджана Свами. В его словах чувствовалось глубокое понимание того, что деревья страдают в своих телах.

«Видите тот красивый лес и холмы? — сказал Вишнуджана Махараджа. — Если вы подойдете поближе, то повсюду в этом лесу обнаружите маленьких живых существ. И если присмотритесь еще повнимательней, то увидите за всей этой естественной красотой жестокую борьбу за выживание, где живые существа сражаются друг с другом и одни едят других. Так действует майя, держа нас в иллюзии, будто этот мир является таким замечательным местом, чтобы в нем жить».

Вишнуджана Свами строго придерживался принципа не проповедовать женщинам. Он говорил: «Всякий раз, когда мы проповедуем женщине и она становится преданной, мы теряем одного человека». Он имел в виду, что женщины, в конечном счете, должны выйти замуж. Соответственно, мужчины погружаются в семейную жизнь и таким образом отвлекаются от проповеднической деятельности.

Вишнуджана Свами никогда не отзывался о женщинах пренебрежительно, никогда не критиковал их и не разговаривал с ними грубо. Это было очевидно хотя бы из того, что все женщины питали к нему расположение. Но, по крайней мере, для группы санньяси и брахмачари, живущих в автобусе, такой совет был разумным и практичным. В результате в путешествующей группе была безмятежная атмосфера, свободная от беспокойств, связанных с половыми отношениями. И это естественно привлекало преданных, любивших чистое настроение проповеди, которое поддерживалось в течение всего дня.

В канун Дня явления Шримати Радхарани 1974 года двое санньяси всю ночь готовили двадцать пять блюд, по числу Ее качеств, так положив начало новой традиции. Когда пришло время пира, преданные увидели, что весь пол в автобусе уставлен тарелками с прасадом. После прасада преданные буквально впали в эйфорию.

Для молодых преданных группы нектар общения с Вишнуджаной Свами и Тамалом Кришной Госвами создавал незабываемый опыт, превращая каждый день в праздник. Особый дух проповеди группы «Радха-Дамодара» был таким захватывающими, что почти каждый брахмачари Америки явно или тайно желал к ним присоединиться.

В марте 1975 года Вишнуджана Свами во второй раз посетил майяпурский фестиваль в Индии, а после него вместе со Шрилой Прабхупадой — священный Вриндаван.

Второго июня Вишнуджане исполнилось 27 лет. Несмотря на свой молодой возраст, в Движении он уже имел статус легендарной личности: уважаемый санньяси, неподражаемый исполнитель киртанов, яркий проповедник и всеми любимый преданный.

Традиционно лето — время Ратха-ятр, величественных праздников колесниц, когда Господь Джаганнатха, Господь Баладева и Субхадрадеви выезжают на улицы городов, сопровождаемые своими преданными слугами, радуя собравшихся благословляющими взглядами.

Вишнуджана Свами всегда был непременным участником фестивалей Ратха-ятры по всей Америке. Его киртаны на этих фестивалях были такими могущественными, что, казалось, преданные, шествуя по улицам главных городов Америки, завоевывают весь мир.

В июле 1975 года Вишнуджана Свами приехал на ежегодный фестиваль Ратха-ятры в Сан-Франциско. Праздник посетили и его родители, с которыми Махараджа любезно пообщался и принял прасад. Туда же на праздник приехала и его бывшая жена, которой он также уделил какое-то время, поговорив с ней. Позднее Махараджа услышал, что для отрешенного монаха, санньяси, общение со своей бывшей женой считается предосудительным. Хотя сопровождавшие его преданные были уверены в чистоте его намерений, все же Вишнуджана чувствовал, что заслуживает порицания. Он продолжал свою проповедь, путешествуя с группой Радхи-Дамо-дары по городам Америки, но это чувство долго не давало ему покоя.

В марте 1976 года Вишнуджана Свами отправился в паломничество в Индию на фестиваль Гаура-пурнимы, ежегодный праздник Явления Господа Чайтаньи. Из этой роковой поездки он больше не возвратился. Последний раз его видели на этом фестивале в Майяпуре. Хотя есть разные мнения о судьбе Махараджи, самое распространенное — что он ушел из этого мира, утопившись в слиянии Ганги, Ямуны и Сарасвати в Аллахабаде (Праяге). В священных писаниях сказано, что такой поступок может быть предпринят духовно искренним человеком в определенных, исключительных обстоятельствах. Однако преданные до сих пор все еще полностью не могут понять причину, заставившую его принять решение так закончить свою жизнь.

Несмотря на разные догадки, с уверенностью можно сказать одно: Вишнуджана Свами неожиданно исчез при загадочных обстоятельствах. Но нет никаких достоверных фактов, говорящих о том, как это произошло. Мы можем только восстановить картину событий, предшествовавших его исчезновению и того, что произошло после.